Действия после похорон в православной традиции.
После того, как тело усопшего предано земле, над местом захоронения устанавливают восьмиконечный православный крест. Прикреплённая к нему табличка содержит данные покойного и даты его жизни. Затем, по определённым дням, проводится поминовение усопшего, церковное и частное. Кроме того, об упокоении души умершего молятся дома.
Поминовение усопшего в третий, девятый и сороковой день после смерти.
В день похорон, то есть, на третий день после смерти, проводятся поминки с совместной трапезой. Обычай собирать поминальное угощение не предписан церковью, но благословлён ею и сопровождается молитвенным поминовением усопшего. Таким же образом отмечается девятый и сороковой день после смерти.
В эти даты заказывают панихиду, т.е., полный чин поминального богослужения, совершаемый священником, или литию — краткое поминовение, которое может совершить и мирянин, подают в храме записки об упокоении или молятся в церкви и ставят свечу за упокой.
Для православного христианина поминальная молитва в третий, девятый и сороковой день — непреложная необходимость, установленная святоотеческим писанием. В третий день душа покойного, дотоле блуждавшая по знакомым ей в земной жизни местам, отправляется в горний мир и предстаёт перед Всевышним, затем зрит райские обители, в девятый день вновь находится перед Творцом и начинает созерцать мучения ада, а в сороковой день временная участь её определяется до Страшного Суда. Именно в эти ключевые моменты молитвенное поминовение помогает душе усопшего расстаться с земной обителью, затем выдержать зрелище ада и со смирением принять пристанище, что уготовано ей по земным делам.
Поэтому главное поминальное действие — это молитва. Угощение может быть скромным, допускается его перенос на другой день, но молитвенное служение обязательно совершается в третины, девятины и сороковины.
На девятины и сороковины приглашать не принято, потому эти дни называют незваными. В девятый день приходят друзья и родственники, в сороковой — более дальние знакомые, коллеги, соседи. На сороковины с могилы убирают венки, и приводят место захоронения в порядок. В этот день, знаменующий окончание обычного траура, зеркала в доме освобождают от наброшенных на них покровов.
Действия в годовщину православных похорон и частные поминальные дни.
Когда со дня смерти исполнится год, в церкви подают записку об упокоении. Важно не только вписать имя усопшего в записку, но и молитвенно участвовать в службе.
Примерно в это же время на могиле православного устанавливают постоянный памятник, который имеет форму восьмиконечного креста или содержит его изображение, рельефное или гравированное.
Дата смерти ежегодно отмечается как частный поминальный день с особым молитвенным служением. Кроме того, такими датами становится день рождения покойного и день его Ангела.
Общие поминальные дни.
Православной церковью установлены общие для всех верующих дни поминовения. Это Родительские субботы: Мясопустная вселенская суббота, что за неделю до Великого поста, субботы 2-й, 3-й и 4-й недели Великого поста, и Троицкая вселенская суббота. Кроме того, поминовение усопших совершается в субботу перед днём памяти святого Дмитрия Солунского (8 ноября по н.ст.)— Дмитриевскую субботу.
Массовое посещение кладбищ и молитвенное поминовение усопших приходится также на Радоницу. Она отмечается на девятый день после Пасхи, т.е., на вторник Фоминой недели. В Беларуси Радоница — выходной день.
Молитвенное поминовение, совершаемое дома.
Об упокоении души усопшего в частном порядке, келейно заботятся его родные и близкие: читают молитвы по молитвослову, если же его нет, произносят те молитвы, которые помнят, или обращаются к Богу своими, от сердца идущими словами.
Молитвенное служение дома — это труд, совершаемый ради спасения души усопшего и облегчения её посмертной участи. Во имя той же цели родственники покойного стараются совершать благие дела и раздают милостыню.
Таким образом, действия после похорон в православной традиции включают установку креста над могилой, сорокадневный траур, поминки в третий, девятый и сороковой день, установку памятника с православной символикой, молитвенное служение в храме, на кладбище и дома, раздачу милостыни и совершение благих дел.